Сегодня мне хочется вспомнить о таком не популярном в наше время качестве, как умение и желание прощать. Мы живём в обществе, где прощение ассоциируется со слабостью. А слабых, как известно, бьют. Поэтому прощать, равно как и просить прощение, нашим людям совсем не хочется. Иначе, что люди подумают?
В древнем Израиле существовало такое явление, как субботний год. Об этом годе упоминается во Втор. 15:1,2. Кроме того, идея субботнего года распространена на всю главу.
«В седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил [долг] и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа».
Идея этого отрывка предельно понятна. Каждый седьмой год календаря прощались долги. При этом, год шмиты (прощения) провозглашался на всех людных местах городов Иудеи, с обязательным упоминанием того, что это делается ради Господа. Публично провозглашалось также, что никто не может взыскивать долг, таким образом утверждая тот факт, что Господь также прощает, не взыскивая с должника.
Следовательно, ветхозаветная шмита является прообразом того, как Господь прощает грехи. Косвенное упоминание об этом содержится в молитве «Отче наш» (Мф. 6:12; Лук. 11:4): «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим…И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему».
Непрощение говорит о том, что человек находится в рабстве греху, прощение же напротив, говорит о его духовном освобождении. «Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4:32). Не потому ли тема прощения так не популярна в нынешнем обществе, что оно остро нуждается в Боге?
О первом прощении греха в Библии упоминается в четвёртой главе Книги Бытия. Когда у Адама и Евы родились Каин и Авель, они принесли дар Господу из того, кто чем занимался. Каин был земледельцем, поэтому он принёс от плодов земных. Авель же был пастухом, поэтому принёс от первородных своего стада.
Господь принял жертву Авеля, что весьма разозлило Каина. Он даже изменился в лице. Не выдержав такой обиды, Каин убивает Авеля, становясь братоубийцей.
Чисто по человечески Каина понять можно. Возделывание земли - весьма трудоёмкий процесс. Каин старался, поливая землю потом, дабы взрастить новый урожай. Кроме того он был старшим, первенцем у своих родителей, а первенцы всегда были вправе рассчитывать на особенное внимание.
Каин обиделся на Бога, но, позавидовал Авелю и выместил свою обиду на того, кому позавидовал. Не правда ли, в подобном положении оказываемся и мы, когда претендуем на то, что по нашему мнению, по праву принадлежит нам, но досталось кому-то, кто по нашему мнению этого не достоин? История знает немало случаев, когда зависть доводила человека до преступления, библейская история тому не исключение.
«И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.
И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема». (Быт.4:9-16)
Изгнанник, скиталец. Отныне Каин обречён на одиночество. Одиночество - тяжёлый, невыносимый удел. Мы, люди, будучи социальными существами, призваны жить в обществе. Мне пришлось читать негде, что когда заключённым, осуждённым за самые тяжкие преступления предлагали на выбор смерть или пожизненное одиночество, в большинстве своём они выбирали первое.
Одиночество давит на плечи, стесняет работу сердца, выносит мозг. Обычно человек способен прожить в абсолютной изоляции от трёх до пяти лет, после чего его психика начинает давать сбой. Поэтому реакция Каина на Божий приговор за братоубийство вполне закономерна.
Обычно, когда тот или иной текст проходит проверку переводом на другие языки, он часто теряет первоначальный смысл. Вышеприведённый текст Писаний тому не исключение. Фраза «наказание мое больше, нежели снести можно» может ещё нести немного иной смысл: «наказание моё большое, но снести его можно».
Таким образом, Каин соглашается с Божьим приговором и за это Всевышний ставит ему на чело защитный знак, чтобы спасти от смерти за убийство брата. Не удивительно, что еврейское слово «тшува» в русском переводе значится как «покаяние», от имени Каина, ведь о нём первом Библия говорит, как о грешнике, признавшем правоту Божию над собой.
Многим, кто читает Библию, известна история Иосифа, который был продан своими братьями в Египет. Там, на протяжении почти двадцати лет, Иосиф перенёс множество лишений, но в конце концов получил высокий статус при дворе фараона.
Начался голод и братья Иосифа, его в рабство продавшие, пришли в Египет купить хлеба и встретив там своего брата, были крайне смущены. Под конец всей этой истории Израиль переселяется в Египет, под покровительство Иосифа, ставшего высокопоставленным вельможей Египетского царства.
Одна из недельных глав Пятикнижия Торы имеет название Ваигаш - «и пришёл», согласно первым словам этой главы, поскольку в еврейской религиозной традиции книга или глава книги называется согласно первого слова, с которого она начинается: «И подошел Иуда к нему и сказал: господин мой, позволь рабу твоему сказать слово в уши господина моего, и не прогневайся на раба твоего, ибо ты то же, что фараон». (Быт.44:18)
Напомню, что это - начало главы. Иуда, инициатор продажи Иосифа в рабство, ходатайствует за Вениамина, которому самому грозит рабство, предлагая себя взамен. Для этого он пришёл просить Иосифа. И пришёл (ваигаш) он к Иосифу.
Интересен еврейский подход к этому месту. Дело в том, что фраза ваигаш имеет двойное прочтение. Кроме прямого прочтения, тут может быть ещё духовный смысл. Иудеи к примеру полагают, что фраза ваигаш указывает на то, что Иуда подошёл, скажем так, мириться. Многие годы сердце его было не спокойно, ведь он совершил грех, за который по закону Моисееву человека побивали камнями. Он продал брата в рабство, коварно лишив его свободы перед этим.
До сих пор в Израиле говорят, что когда человек приходит мириться и просить прощения у того, против кого он согрешил, он сделал ваигаш - шаг на встречу к примирению. То же самое сделал Иуда, раскаиваясь в глубине души за то, что он совершил против своего младшего брата Иосифа.
Поразительна реакция Иосифа. Он говорит: «Не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; ибо теперь два года голода на земле: еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением». (Быт. 45:5-7)
Ответ Иосифа говорит о том, что за двадцать два года жизни в Египте он не терял живой связи с Богом. Почти наверняка, как это и свойственно человеку в подобных ситуациях, он обвинял Бога в явной несправедливости и коварстве братьев. Его ситуация была безнадёжна, безысходность могла быть её итогом. Любой человек на его месте полагал бы себя пропащим. Но у Иосифа был Бог, с Которым он имел близкие отношения и этот факт оказался выше любых обстоятельств.
Иосиф не стремился обвинять братьев, хотя они и были виновны. Но он часто задавался вопросом, в чём состоит воля Божия при его обстоятельствах. Его ответ - это констатация того ответа, который дал ему Бог: всё, что произошло, было необходимо для спасения его многочисленного семейства, которому грозила голодная смерть. Его обстоятельства - это воля Божия.
Как часто мы задаём вопрос Богу «для чего», вместо того, чтобы спрашивать «за что»? И как часто мы готовы принять ответ на вопрос «для чего», вместо того, чтобы упрекать Бога вопросом «за что»?
Библия упоминает о том, что прощение бывает условным и безусловным. О безусловном прощении выше упоминалось. Оно совершалось ради Господа, измученные отпускались на свободу, долги прощались и всё это совершалось без воли должника, или одолжившего. Господь - причина такого прощения.
Есть ещё один вид прощения: «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему». (Лук. 17:1-4)
Тут Христос упоминает о том, что для того, чтобы простить, нужно сказать о нанесённой обиде обидчику и после того, как тот попросит прощения, простить. Это условное прощение. Это действие важно в тех случаях, когда между двумя сторонами существуют довольно близкие отношения. Обида нарушила их, если стороны заинтересованы в сохранении имеющихся отношений, им просто необходимо выяснить отношения.
Не всегда обидчик знает о нанесённом ущербе, в большинстве случаев бывает так, что он даже не догадывается об этом. Поэтому обиженная сторона должна напомнить ему об этом, чтобы неприятный осадок в душе был устранён.
Одним из условий прощения Христос называет не просто желание его получить, но покаяние обидчика. Покаяться - не просто попросить прощение. Покаяться - значит изменить образ мышления и подход к возникшей проблеме, желание больше не повторять соделанного и по возможности возместить нанесённый ущерб. Очень наглядным примером может послужить нам мытарь Закхей.
«Потом [Иисус] вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». (Лук.19:1-10)
Есть несколько ключевых моментов в этом эпизоде. Закхей, как и многие другие мытари, был глубоко презираем в народе, поскольку зачастую использовал своё служебное положение для личного обогащения, нанося этим самым вред и обиду людям.
Люди стали высказывать своё недовольство тем, что Иисус зашёл к такому человеку в гости. Закхей услышал это, конечно. И он совершает поразительный шаг веры - он публично признаёт свои проступки и берёт на себя ответственность исправить нанесённый им ущерб. Вот это и есть покаяние - человек не просто говорит, но его сердце изменено.
И вот - квинтэссенция этого эпизода. Христос публично констатирует: «Ныне пришло спасение дому сему».
Итак, какие же выводы можем мы взять из всего вышесказанного?
Прощение - это необходимый элемент человеческих взаимоотношений. Без него невозможно никакое общество. Когда в социуме прощение становится признаком удела слабаков и неудачников, такое общество обречено на постепенное саморазрушение, поскольку теряется связь между членами этого общества. Как выразительно сказал об этом один киношный персонаж, люди оскотиниваются.
Для этого Господь дал когда-то для Израиля прекрасное средство, о котором упоминается ещё в Ветхом Завете - это Субботний год. В этот год прощались все долги и делалось это не ради людей, а для Господа.
Новый Завет открывает нам глубину этой заповеди - Господь нам прощает наши грехи. И если мы прощены Богом, мы прощаем. Кто не способен прощать, тот ещё в рабстве, тот ещё не свободен от греха, тот не вступил в Завет Христов, ибо мы прощаем обидчиков для Господа.
Насколько необходимо, чтобы обидчик просил прощения для того, чтобы быть прощённым? Это необходимо тогда, когда между участниками имеются близкие, братские отношения. Если человек, брат или сестра в Господе, хочет продолжать быть участником таких отношений, он попросит прощения, а обиженный простит. Нарушенная взаимосвязь восстановлена, стена устранена. Глупо от неблизких, или неверующих ждать, чтобы они просили прощения. Это не соответствует их природе, находящейся во власти греха.
Но, как быть, если единоверец или близкий человек обидел тебя, ты ему высказываешь, а он не видит своей ответственности при этом, не хочет просить прощения? Хочу ещё раз напомнить, что прощение провозглашалось ради Господа и мы прощаем не потому, что человек об этом просит, а потому, что мы сами прощены Им. В этом случае Сам Всевышний берёт наши взаимоотношения и несёт их в Своих руках, у нас в руках остаётся не держать зла в своём сердце на обидчика.
Но, как быть, если обида и горечь не уходят, не желают оставить нас в этом случае? Хорошо пишет апостол Иаков об этом: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой».
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
кто такие "Иеговы". Откройте глаза - источник Справочник
По благословению Преосвященного Иоанна Епископа Белгородского и Старооскольского,
Председателя Миссионерского Отдела МП РПЦ
2. Деструктивные религиозные организации и некоторые религиозные группы
матрицы
"Экология духа, оккультизм и язычество"
"Новый Акрополь"
"Церковь Адамитов"
"Белое Братство"
"Международный центр космического сознания"
Группы славянского язычества: группа Доброслава
"Экология сознания"
"Движение Грааля"
Последователи учения Карлоса Кастанеды
Ассоциация "Колыбель Сибири"
Центр йоги "Крылья совершенства"
"Семья Детей Бога"
"Ошмарий-Чимарий"
"Внутренний круг" последователей Порфирия Иванова
"Рэйки"
"Энерсенс"
Розенкрейцеры: "Международная Школа Золотого Розенкрейца"
Группа В.Столбуна
"Троянова тропа"
"Церковь Последнего Завета"
"Международный эзотерический центр "Vita"
Некоторые группы религиозного движения "Нью Эйдж"
Группа О.Андреева
Храм "Шеол"
Группа Марии де Эльфана
"Белая экология"
"Стрелы Урилы"
"Удмурт Вось"
Некоторые группы нейролингвистического
программирования
"Школа Диворга"
"Тетрада"
"Орден Храма Солнца"
Центр "Единение"
Бажовцы
Зеленое братство
Школа единения "Всеволод"
"Академия Золотова"
3. Религиозные группы и деструктивные религиозные организации восточной
ориентации
"Ананда Марга"
"АУМ Синрике"
"Радха Соами Сатсангх"
"Брахма Кумарис"
Последователи Бабаджи
"Бахай"
"Шри Чайтанья Сарасват Матх"
Культ Шри Чинмоя
"Международное Общество Сознания Кришны"
"Миссия Божественного Света"
Культ Раджниша (Ошо)
Центр "Униведа"
"Сахаджа-йога"
Культ Сатьи Саи Бабы
"Трансцендентальная медитация"
Тантрические секты: "Тантра-Сангха"
Миссия Чайтаньи "Институт Знания о Тождественности"
"Тоицу Кекай"
"Восточный Дом"
"Белый лотос"
Культ Ауробиндо Гхоша
Центр "Ананда"
4. Деструктивные религиозные организации западной ориентации
"Богородичный Центр"
"Свидетели Иеговы"
"Церковь Объединения"
"Церковь Откровения"
"Церковь Христа" (Бостонское движение)
"Семья"
"Ревнители истинного благочестия"
Религиозная организация "Традиции, семья, собственность"
Общество трезвенников братца Иоанна Чурикова
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
Секта скопцов
5. Коммерческие культы: "Гербалайф"
Деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ,
тоталитарная секта) (куда входит и «свидетели Иеговы» - это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся
социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя
деструнтивность), практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся
в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц
(руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над
сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и
осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния
неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и
лидерам, стремящимся через неинформированное использование преданных им и
зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти.
То, что некоторые религиозные организации практикуют контроль дознания
своих адептов, то есть воздействуют на их психику с целью установления
полного контроля над ними, отнюдь не "плод клеветнических измышлений
профессоров Кондратьева и Полищука", а, к сожалению, является реальностью,
что подтверждается опять же целым рядом весьма авторитетных экспертов и
отражено в целом ряде авторитетных документов, например:
· Постановление Государственной Думы РФ "Об обращении Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской
Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных
организаций на здоровье общества, семьи, граждан России" от 15 декабря 1996
г.: "... их стремление полностью завладеть человеком, уничтожить все ею
свободные связи с миром... Тоталитарность - культивирование слепого
подчинения авторитету, жесткая организация, всеобщий контроль за всеми
сторонами жизни адептов... Многие деструктивные религиозные организации...
широко известны на Западе множеством судебных процессов о нанесении
психического и физического ущерба адептам";
· Справочник, выпущенный экспертами Российской Академии государственной
службы при Президенте Российской Федерации и Комитета по связям с
религиозными организациями Правительства Москвы: "Это связано с тем, что
разработанная Л. Рон Хаббардом "программа очищения" ведет к полному и
безропотному подчинению ее адептов руководству Церкви";
· Аналитический вестник Аналитического управления Федерального Собрания
Российской Федерации "О национальной угрозе России со стороны деструктивных
религиозных организаций" (серия: "Оборона и безопасность - 8".- Выпуск 28,
1996 г.);
· Информационный материал к Приказу Министерства здравоохранения и
медицинской промышленности Российской Федерации от 19.06.1996 г. No 254 "Об
отмене "Методических рекомендаций "Программа детоксикации" :
"Проведенные в ряде стран государственные экспертизы показали антинаучность
и разрушительное действие методологии Л. Р. Хаббарда на организм человека и
его психику... Саентологи, не имея лицензии, используют методы
гипнотического воздействия на психику человека" ……
Следует отметить необходимость различать понятия "секта" и
"тоталитарная секта". Сектами можно названо большинство новых религиозных
движений как выходцев из (ответвлений от) каких-либо традиционных религий, и
это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то
плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее
влияние на традиции пародов, сами постепенно превращаясь в мощные
религиозные позитивные движения, отличаясь от материнской религии только
какими-то догматами. Примером здесь может служить протестантство. Но среди
всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых
идет вразрез со светскими законами ("АУМ Санрике", "Свидетели Иеговы",
"Белое Братство" и др.) или доктрины которых прямо призывают к насилию над
людьми из внекультового социума ("Церковь сатаны" и др.), то есть
религиозных объединений деструктивного характера или иначе - деструктивных
религиозных объединений, которые из-за тоталитарных порядков, царящих в них,
называют также "тоталитарными сектами" ("тоталитарное религиозное
объединение", "деструктивный культ"). Криминальный характер таких
организации хорошо замаскирован, но тем не менее он проявляется в виде
различных громких инцидентов
В настоящее время на судебно-психиатрической экспертизе в ГНЦ им. В. П.
Сербского находятся несколько лиц, совершивших опасные деяния, связанные с
идеями, содержащимися в учениях деструктивных религиозных организации, в их
числе последовательница "Свидетелей Иеговы", убившая своего малолетнего
ребенка
Предвидя взрыв эмоций в среде наших оппонентов по поводу "неэтичности",
"некорректности", "незаконности", "юридической неправомерности" и т.п.
предлагаемых определений, мы отдаем себе отчет в том, что формулировки -
сырые, требуют обсуждения и дальнейшей проработки, что в законе их нег
(должен же кто-то их в закон предложить). Но и закрывать глаза на реальную
действительность, которая сложилась ныне в России, мы не можем. В нашей
стране, по данным специалистов, сейчас насчитывается от 3 до 5 миллионов
адептов религиозных сект, из которых в возрасте до 18 лет - около 500 тысяч, а от 18 до 25 лет - 1 миллион человек (оценить в этой цифре долю,
соответствующую численности адептов деструктивных религиозных организаций,
проблематично, хотя ориентировочно оно составит около 500-900 тысяч
человек). В Итоговом документе круглого стола на тему "О соблюдении
конституционного принципа свободы совести", прошедшем 27 декабря 1996 г. в
Палате по правам человека Политического консультативного совета при
Президенте Российской Федерации, приводятся, мягко говоря, не совсем научные
и корректные выкладки (далее - почти дословно) о том, что, если из цифры
13078 (общее количество религиозных объединений в России) вычесть цифру 7195
(количество религиозных объединений Русской Православной Церкви), то
получится число, соответствующее тому количеству деструктивных религиозных
организации, которое приводится в средствах массовой информации, из чего
делается необоснованный вывод, что к деструктивным культам средства массовой
информации относят все остальные религиозные объединения, кроме Русской
Православной Церкви.
Но это - абсолютно неверный вывод, потому что очень большое количество
деструктивных религиозных объединений вообще не регистрируется. И примерами
тому - "Церковь Христа" (в некоторых областях), "Церковь сатаны", "Белое
Братство" и многие другие. Некоторые деструктивные религиозные объединения
регистрируются как общественные организации или коммерческие фирмы. В
Справочнике Российской Академии государственной службы при Президенте
Российской Федерации в отношении религиозного движения "Бахай" написано
следующее: "В настоящее время в России имеется более 350 общин бахай,
большинство из которых не зарегистрировано". Как сообщила в интервью
областному радио заместитель главы администрации Еврейской автономной
области по связям с общественными организациями Д. Королькова, сегодня
только на территории ЕАО действует не менее семидесяти нигде не
зарегистрированных религиозных организаций самого разного толка и
направлений. По ее словам, многие из них, кроме вреда, ничего другого
принести не могут
Давление со стороны Православной церкви и общественных организаций
Румынии заставило группу "Свидетелей Иеговы" отменить международную
конференцию, которая должна была пройти в Бухаресте. Румынское правительство
сочло проведение конференции неприемлемым. Президент Латвии Гунтис
Улмапис выступил с повой законодательной инициативой, суть которой состоит в
том, чтобы определить ответственность незарегистрированных религиозных
организаций за нанесенный гражданам физический и психический ущерб. Поводом
для письма президента парламенту послужила смерть 17-летней девушки,
последовательницы организации "Свидетели Иеговы", которая по религиозным
убеждениям отказалась от переливания крови. Министерство юстиции Латвии
отказало "Свидетелям Иеговы" в регистрации весной 1996 года. По мнению
президента, соответствующими нормами должны быть дополнены Закон о
религиозных организациях и Уголовный кодекс Латвии
В российских регионах, осознав опасность деструктивных религиозных
организаций, уже начали принимать нормативные акты по ограничению их
деятельности. Одним из первых был подписан закон "О миссионерской
(религиозной) деятельности на территории Тульской области". Он послужил
образцом для принятия аналогичных актов в Тюменской, Рязанской и ряде других
областей. Тверская и Калининградская думы издали сходные постановления (от
21 февраля 1995 года и 11 января 1996 года "О религиозных объединениях,
входящих как структурные подразделения в религиозные зарубежные организации,
находящиеся вне юрисдикции Российской Федерации". Законодатели этих областей
запретили регистрацию всех без исключения религиозных объединений, входящих
"в зарубежные религиозные организации". Чуть позже появились ограничивающие
деятельность иностранных миссионеров хабаровский и ярославский законы. Закон
Республики Калмыкия "О свободе совести и вероисповедания", принятый Народным
Хуралом в октябре 1995 года, предоставляет ряду конфессий статус
"традиционных в Республике Калмыкия", устанавливая для них ряд преимуществ, прежде всего право собственности на землю. Работы по
строительству религиозных и ритуальных объектов, в соответствии с указом
президента Чувашской Республики Федорова, будут финансироваться из бюджета
только для "избранных" религиозных объединении (местной епархии Русской
православной церкви и Духовного управления мусульман). В настоящее время уже более двух десятков субъектов Федерации приняли подобные
законодательные акты.